МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

РУССКАЯ ГЕФСИМАНИЯ

 


ИСТОРИЯ ПАЛОМНИЧЕСТВА

Паломничество (от лат. palma «пальма»; от пальмовой ветви, с которыми жители Иерусалима встречали Иисуса Христа) — духовное восхождение, имеющее глубокие корни в христианстве. Богомольца, совершающего такое путешествие, называют паломником. Обычно паломник получает много впечатлений от чудесных знамений и перемен в душе, происшедших с ним во время паломничества.

Паломничество представляет собой форму богопочитания, в которой верующие выражают духовную потребность в поклонении святыням, участии в богослужении у святых мест, молитвенном общении с верующими других Поместных Церквей, как выражение единства и соборности Православной Церкви, согласно учению Священного Писания, Вселенских соборов и святых отцов.

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. В Ветхом Завете упоминаются случаи путешествия благочестивых израильтян к главной тогдашней святыне Скинии с Ковчегом Завета (позже — в Иерусалимский храм) для совершения жертвоприношений и молитв.

В Новом Завете также видим продолжение обычаев паломничества, когда Святое семейство — Дева Мария с 12-летним отроком Иисусом Христом и супругом Иосифом Обручником совершили ежегодное посещение Иерусалима на праздник Пасхи (Лк. 2:41—52).

Апостол Павел, несмотря на смертельную угрозу и многочисленные уговоры, совершил своё последнее паломничество с соблюдением всех ветхозаветных обрядов, во время которых он и был схвачен и арестован.

Христианский обычай основывается на стремлении верующих поклониться местам и святыням на Святой земле, связанных с Христом, апостолами, Пресвятой Богородицей, помолиться перед чудотворными иконами, окунуться в священные воды реки Иордан и святые источники.Особое событие, которое привлекает в Иерусалим тысячи паломников - это Схождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня.

Однако святитель Григорий Нисский не приветствовал чрезмерное увлечение паломничеством, считая, что паломники иногда совершают путешествия из праздного любопытства, впадают в искушения. Среди монахов более приветствовалось затворничество от соблазнов мира, а паломничество и крестные ходы допускались для укрепления ещё неокрепших в вере членов Церкви.

Для предотвращения паломничества христиан, римские императоры всячески стремились уничтожить всё, что связано с Иисусом Христом, разрушали храмы, срыли гору Голгофу, даже переименовывали города, а на христианских святынях устраивали языческие капища.

С получением свободы в IV веке христиане значительно чаще стали совершать паломничества не только в Палестину, но и в другие святые места, где совершались божественные деяния Спасителя.

Для поощрения паломничества составлялись многочисленные путеводители, многие из которых, как и описания самих паломничеств, стали впоследствии важными историческими источниками. Описания «хождений» в Святую Землю, составленные некоторыми паломниками, сыграли на Руси огромную роль в распространении легенд и апокрифической литературы.

Паломничества на Святую Землю из России.

В России паломничества в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь. К XII в. страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных своих духовных чад.

С половины XV в. в российском паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние «паломники» полны жалоб и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов», а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных.

Хождения в Святую Землю возобновляются лишь во второй половине XVI в. Но чаще это, так сказать, «официальные паломничества», совершаемые людьми, которых посылало московское правительство на Восток с поручениями и милостыней. А с XVIII в. начинает преобладать новое, более сознательное и критическое отношение к Востоку.

Продолжительные войны с Турцией во времена царствования Екатерины II (вторая половина XVIII в.) затруднили паломничество русских людей на Восток. Однако в XIX в. удобство и безопасность путей сообщения привели к сильному его росту в Святую Землю. Немаловажную роль в этом сыграло учреждение в 1847 году Русской Духовной Миссии в Иерусалиме и создание в 1882 году Императорского Православного Палестинского Общества.

Годы   1820 1840-е 1859 1866 1869 1870-е 1880 1889 1896
Человек   200 ок.400 950 1098 2035 ок.1500 2009 3817 4852

Современное паломничество из России и зарубежья



По данным Русской духовной миссии в Иерусалиме, православные из России, с Украины и из Молдавии, которые приезжают в этот город совершить паломничество, составляют около половины духовных странников со всего мира. Большую роль в этом играют действующие монастыри и церкви, организуя такие мероприятия. Появились паломнические службы, специализирующиеся на организации паломнических поездок по всему миру. Некоторые туристические компании также активно включились в этот процесс.

Значение паломничества

Атмосфера и миссия паломничества играют важную роль в возрождении духовности. Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением святыни. В знак раскаяния в грехе предпринимаются покаянные паломничества.

Год 2020



Год 2020 для паломников со всего мира запомнится как небывалое в истории Святой Земли время, когда, хотя святыни и храмы не разрушены, а поклониться на святых местах возможности нет. Начиная с Великого Поста паломники покидали Святую Землю, и немногие оставшиеся до Пасхи стали свидетелями опустевшего Иерусалима. Схождение Благодатного Огня совершилось в пустом Храме Воскресения Христова в присутствии только патриарха и нескольких, его сопровождающих, духовных лиц. Ситуация не изменилась до конца года.

На нашем сайте предлагаем для укрепления веры и на пользу для души богатый материал собранный еще тогда, когда святыни Египта и Святой Земли были доступны. Проделан огромный труд, пересечены сотни километров – при этом подъемы в горы, пребывание в пустыни под палящим солнцем – переходя от одного святого места к другому. Обработка материала продолжается по сей день. Мы надеемся, что раздел «Святая Земля» для верующих станет великим утешением.