МОБИЛЬНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

РУССКАЯ ГЕФСИМАНИЯ

 


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ВИФАНИИ

«Вифания была рано отождествлена с поселком, по-арабски именуемом Эль-Айзария (в названии отражена связь с именем прав. Лазаря). Селение сформировалось здесь лишь в христ. время, с IV в., вокруг гробницы прав. Лазаря. Древняя В. лежала выше по склону, непосредственно соседствуя с Виффагией. /…/ Напротив мон-ря Встречи расположен рус. участок площадью 2 тыс. кв. м, с 4 зданиями и часовней, приобретенный в 1909 г. начальником Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме архим. Леонидом (Сенцовым). До первой мировой войны были возведены 2 каменных 2-этажных корпуса для паломников перпендикулярно один к другому, устроена цистерна и владение ограждено каменной стеной (по отчету о состоянии РДМ в Иерусалиме 1914 г., стоимость земли и строений оценивалась в 40 тыс. р.). В годы первой мировой войны участок был занят тур. солдатами, а затем почти 20 лет пребывал в запустении». («Православная Энциклопедия» http://www.pravenc.ru/ )

Англиканские монахини Стелла Робинсон и Катрин Спрот – будущие Мария и Марфа (ссылка на биографию матушки Марии в разделе Судьбы) посетили Вифанию в 1933 году и удручились той разрухой и запустением, которые царили на русском участке. Впрочем, вся Вифания того времени была местом страшного запустения и бедности, что определялось видом ее жилищ, жителей и, особенно, детей. Тогда сестер Стеллу и Катрин посетила мысль отложить намеченную поездку в Индию, где они, вдохновленные примером евангельских Марфы и Марии, занимались миссионерской работой. Они решили задержаться в Палестине, поскольку в помощи теперь уже нуждалась сама евангельская Вифания.

Возникло желание помочь искренне верующим и неимущим русским людям, оставшимся после революции без поддержки из России, в обустройстве вифанских руин и в создании там обители с благотворительной работой для местного населения – в память гостеприимства Марфы и Марии к Иисусу. С таким предложением они обратились к владыке Анастасию, на что тот коротко и ясно ответил: “Достаньте деньги, а я помогу с рабочими”. И тогда все денежные средства, которыми сестры располагали на тот момент, тут же были отданы на благое дело. А владыка послал своих миссийских, в том числе и священнослужителей, на восстановительные работы, которые велись под руководством архим. Серафима (Седова †1984).

Обе шотландки, будучи родом из влиятельных семейств с хорошей родословной и репутацией, тут же заручились поддержкой английских властей в Палестине, что в значительной степени распространилось и на Русскую Духовную Миссию. Власти, по мере возможностей, стали содействовать русским в их деятельности в Вифании. Новая деятельность захватила их, а идея создания православной обители милосердия, так неожиданно родившаяся в их чутких сердцах, день ото дня воплощалась реально.

Вифанские руины постепенно приобретали очертания архитектурных построек. Запущенный участок вычищался, благоустраивался, прихорашивался и приготовлялся к обживанию. Будучи единственными, выражаясь современным языком, спонсорами проекта, обе инославные монахини вели себя при этом весьма корректно, никогда не навязывая своего мнения, полностью доверяясь рекомендациям владыки Анастасия.

После принятия обеими англиканскими сестрами православия в Вифании, с благословения владыки Анастасия, было основано общежитие. 17 декабря 1933 года, в присутствии архиепископа Тимофея, впоследствии ставшего Патриархом Иерусалимским, там была устроена временная домовая часовня. Руководство общиной поручалось сестре Марии, которая к тому времени уже стала старшей сестрой.

Немало пришлось потрудиться для приведения в порядок миссийского владения. Оконные рамы и двери все до единой были растащены местными жителями, а все остальное, что было из дерева, пошло на растопку их жилищ. Картина была ужасающей. Но благодаря жертвенности сестер Марии и Александры был произведен ремонт разрушенных зданий, цистерн-водосборников, расчистка и насаждение сада. Открылись ткацкая мастерская для девушек и лечебная амбулатория с интернациональным персоналом:

  • сестры Мария и Александра – шотландки,
  • сестра Дуня – русская,
  • сестра Роза – армянка,
  • сторож Ибрагим – араб-мусульманин,
  • сестра Ульрика – датчанка лютеранского вероисповедания.

Лютеранская монахиня Ульрика де Милиус работала в те годы сестрой милосердия в иерусалимском госпитале для прокаженных и часто встречалась с англиканскими сестрами Стеллой и Катрин. В 1933 году на Пасху она получила двухнедельный отпуск, и сестры пригласили ее погостить в Гефсиманию, где они в то время снимали маленький домик, на что сестра Ульрика согласилась и провела две, как потом говорила, незабываемые недели “в гостях у русских”.

Позже сестра Стелла, ставшая уже православной монахиней Марией, обратилась к ней с просьбой -- не согласилась бы та после окончания своего срока службы в госпитале помочь наладить работу амбулатории Вифании. Монахиня Ульрика несколько удивилась такому предложению: “Позвольте, но Вы же теперь православные, а я - протестантка!” -- .“Нас не должны разделять догматы, нас должна объединять любовь Христова”, - был ответ сестры Марии.

Монахиня Ульрика согласилась и работала в Вифании до 1948 года, после чего возвратилась на родину в Данию, в свой монастырь. Дважды, в1958м и в 1962м годах она приезжала в Святую Землю паломницей и посещала Вифанскую общину, где ее всегда принимали с любовью.


На Лазареву субботу 1937 года в Вифании состоялось открытие школы-интерната для православных арабских девочек.

 

Открыть галерею